Кубики Зайцева, таблицы Зайцева, аудиозапись — для обучения детей чтению. Буквы, слоги, склады

By | 14.11.2015

Kubiki Zaitseva

«Кубики Зайцева» (кубики и таблицы Зайцева) — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе.
Обучение проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Кубики Зайцева различаются:
— по цвету (золотые, железные, деревянные, белые с зелёными знаками препинания),
— по объёму (большие, маленькие, двойные),
— по весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте),
— по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании.
Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.
Для самых маленьких кубики Зайцева — разноцветные погремушки, строительный материал.

Принцип не навреди в кубиках Зайцева соблюдается скрупулёзнейше: буквы на кубиках Зайцева и в таблицах Зайцева такого размера, что за несколько метров видны — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения; сидеть совсем не обязательно, удобнее работать стоя.
Улучшается зрение, осанка. И для слабовидящих кубики и таблицы Зайцева хороши: размер букв, отсутствие резких сочетаний цветов (чёрного и красного, например, на белом фоне). Для тугослышащих и глухих особенно важны различия по цвету и весу.

Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, когда – поодиночке.

Таблицы Зайцева для обучения детей чтению

В комплект «Кубиков Зайцева» входят таблицы Зайцева. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола — во избежание нарушений осанки детям нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.
Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и память тела: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены (Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд).

Хочешь поближе рассмотреть, потрогать — вот тебе кубики; увидеть всё сразу, что на кубиках есть, да не в беспорядке, как на столе, выложенное, а в системе — вот тебе таблицы.

Единственное, что при начале занятий с маленькими детками (малыши от года и чуть старше) следует сделать обучение более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам.

Аудиозапись к кубикам Зайцева

Кубики и таблицы Зайцева поются. Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.
Кубики и таблицы распеваются на 35 популярных, в основном, народных мелодий под аккомпанемент баяна и балалайки. Отслеживание песенок глазами (поначалу за указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.
Ценность попевок не только в том, что они помогают быстрому и стойкому запечатлению складов. Это ещё и замечательные речевые упражнения: блоки гласных, согласных; цепочки складов на У-Ю, О-Ё, А-Я, Э-Е, Ы-И; пропевание только твёрдых складов и только мягких; только звонких и только глухих; с ударением на первом, на втором и т. п.
Следя за указкой и пропевая песенки, дети становятся внимательнее.

Буквы. Слоги. Склады в кубиках и таблицах Зайцева для обучения детей чтению

Автор методики Зайцева выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай Александрович Зайцев (р. 1939), настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка.
Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.
Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.
Ни в одном языке не читают по буквам! Английское HOW (хау) читается по буквам как эйч-оу-даблью, а WHO (ху) как даблью-эйч-оу.
Азбуки с картинками, которые так обожают родители и методисты, не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребёнка с картинками, от которых потом приходится освобождаться. Например, из зебры, аиста, ящерицы и цапли почему-то должен выйти заяц. При виде слова бабушка представляются бегемоты, аисты, улитка, шмель, кенгуру.
По слогам тоже читать непросто — от одной до десяти букв в них бывает, например: 1) я, и, а; 2) ты, он; 3) кто, кот, ёрш; 4) Орск, Ейск, горб, гриб, сплю, мгла, жгли; 5) Эрнст, жесть, Курск, столб, взрыв, Псков, встре-ча; 6) чувств, Бердск, власть, Брянск, вдрызг, сплюнь, встреч, взгляд, Гжатск, Мкртчя-ну; 7) сходств, свойств, Гданьск, всплеск, Пльзень, встрянь, Мкртчян, льстясь, всласть; 8) вскользь, у-стройств, про-странств, Пфельдрт (советский учёный); 9) взльстясь, ра-сстройств; 10) дже-нтльменств.
Принципы слогоделения предположительны. Даже учёные не знают, как лучше слова на слоги делить: кош-ка или ко-шка? се-стра, сес-тра, сест-ра? ра-сстройств, рас-стройств, расс-тройств, расст-ройств? Точно известно только одно: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Поэтому на кубиках и в таблицах Зайцева не слоги, а склады. Ма-ма, па-па, тё-тя, шу-ба, ку-к-ла, дя-дя С-тё-па, произнесённые по складам, сразу узнаются ребёнком.
Насколько всё неясно, неопределенно со слогами, настолько всё просто и понятно со складами: они все в таблицах и на кубиках Зайцева.
Говорить все дети начинают складами: ма (мама), па (папа), бу (бабуля), де (дедушка), дя (дядя), ба (собака), ко (кошка). Не умея ещё произнести слово целиком, ребёнок выделяет самую отчётливую его часть. Потом начинает присоединять безударные склады, здесь ошибок больше бывает, пропуски: бауска — бабушка, кука — кукла, Юня — Юля, бупа — буква. Дети постарше переставляют в слове опять же склады, а не фонемы: кашалатка — шоколадка, альписин — апельсин, сакараношка — сороконожка.
Склады, а не слоги или названия букв, наборматывает ребёнок при письме: де-ду-ш-ка, в-с-ко-ль-зь, за-ме-ти-л. Наша роль при этом — почаще предупреждать: говорится (слышится) так-то, а пишется вот так-то, да потому-то (если проверкой или правилом можно объяснить).
А поскольку методика обучения по кубикам Зайцева предполагает, что составлять из кубиков и прописывать указкой по таблице необходимо будет сотни и даже тысячи слов, умение проверять сомнительные гласные — согласные и использовать правила придёт намного быстрее и как бы само собой.
Делить слова на склады занятие для детей совершенно естественное: это кусочки родной речи, которые миллион раз слышали и сами произносили. Возможность склады увидеть вызывает неподдельный интерес. Показали детям Я, МА, МЯ и назвали их — всё понятно.
В целом складовый принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Н. А. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует.

Результаты, эффект обучения детей чтению по кубикам и таблицам Зайцева

Достоинства кубиков и таблиц Зайцева:

— ребенку намного легче освоить процесс чтения;
Ребенку не нужно долго думать над прочтением отдельных букв – он просто сразу читает согласную и гласную вместе.
— появляются навыки грамотного письма;
Склады, которые изображены на гранях кубиков, представляют собой только те сочетания букв, которые возможны в русском языке — например, склада, сочетающего в себе шипящие с Ы, нет, поэтому обучаясь по кубикам Зайцева ребенок никогда не допустит ошибки на письме, так как просто не будет представлять себе такого сочетания букв.
— отсутствие возрастных ограничений;
Можно учить ребенка читать, даже если ему еще не исполнился год.
— быстрый эффект;
Методика Зайцева настолько эффективна, что детки трех-четырех лет успешно учатся читать уже за 4–5 занятий с кубиками и таблицами.
— выправляются логопедические недостатки;
— речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов;
— быстро расширяется словарный запас;
— формируется логическое мышление;
— развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.
Методика обучения чтению по кубикам Зайцева является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).
Цвет кубиков Зайцева подобран таким образом, чтобы не утомлять и не раздражать глаз ребенка. Текст напечатан крупно и четко, что позволяет видеть склады издалека. Во время игр по Зайцеву, кубики находятся в разных местах и ребенку нужно тренировать мышцы глазного яблока. Чтобы охватывать взглядом все склады.
Благодаря песенкам и звукам у ребенка развивается слух, чувство ритма. Кубики различны по размеру, а значит, при работе с ними у ребенка будет развиваться мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит и обучаемость ребенка, его умение манипулировать предметами. Правильно размещенные таблицы – выше уровня глаз, заставляют ребенка держать спину прямо и тянуться к таблице. А это означает профилактику сколиоза и перегруженности позвоночника.

Недостатки кубиков и таблиц Зайцева:

— отличие методики Зайцева от школьной программы обучения приводит к определённым трудностям у ребенка.
Понять, как именно буквы сливаются в слоги, а слоги в слова – сложно для ребенка. Методика Зайцева не объясняет буквенного состава слова малышу, она сразу предлагает ему познакомиться со складами. В результате малыши могут проглатывать окончания, делать ошибки в морфемном и фонематическом разборе слова.
Цвета кубиков, с которыми дети занимались достаточно долгое время, врезаются им в память. Если в школе учитель будет изображать гласные, согласные, глухие и звонкие цветами, отличными от зайцевских кубиков, ребенок будет очень долго путаться. Ему просто будет сложно привыкнуть к новым обозначениям уже знакомых слогов. Таким образом, ребенка будет сложно переучить.
— Зайцев не использует в своих кубиках буквенные сочетания, которые не могут встретиться в русском языке. Однако на кубиках можно увидеть такие сочетания, как БЭ, ВЭ, ГЭ и так далее. В русском языке крайне мало слов, в которых после согласного пишется Э. Но, тем не менее, ребенок привыкает, что это сочетание существует и использует его не только в тех слова, где это уместно.
— кубики, таблицы и книги с играми и методическими рекомендациями обойдутся недешево. Кроме того, Кубики Зайцева продаются в виде заготовок — кубики необходимо склеить и как-то защитить от детского интереса (не порвать их, чтобы заглянуть внутрь, например). Кубики картонные, поэтому могут быстро прийти в негодность.

Читать также: Методика Зайцева. Обучение детей чтению, математике, английскому языку по методике ЗайцеваСкладовые картинки Зайцева (карточки Зайцева) — 240 складовых картинок

КУПИТЬ кубики Зайцева можно в магазине Развивалки.RU

Razvivalki.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир