Ю.Б. Гиппенрейтер. Главные «секреты» воспитания детей. Опыт успешных родителей

By | 23.02.2016

Из книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», часть первая «Ребенок растет». Главные «секреты» воспитания детей от успешных родителей.

Попробуем обобщить опыт успешных родителей, учителей и воспитателей. Сформулируем главные «секреты» их успеха в деле воспитания детей.

Секрет воспитания детей 1.

Внимание к природе ребенка: осознанное или интуитивное понимание его, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему свободы роста и развития.

— «не вмешиваться!», «давать свободу ребенку», «благоговейно наблюдать за самостоятельным развитием его», «беречь его спонтанность», «не навязывать своих задач»! (М. Монтессори);

— давать ребенку самому искать ответы на вопросы (отец Р. Фейнмана);

— «смиряться» с ошибками детей и давать им возможность приходить к правильным решениям своими путями и со своей скоростью (А. Звонкин).

Секрет воспитания детей 2.

Создание «обогащенной среды». Трудно переоценить этот вклад взрослого в развитие ребенка. В широком смысле речь идет о погружении ребенка в среду человеческой культуры.

Более конкретно это касается очень многих обстоятельств его жизни: от «умных» игрушек и развивающих игр до общей атмосферы в доме. Чем заняты дети и во что они играют? Есть ли в доме книги? Звучит ли музыка, и какая? Выходят ли интересы домашних за пределы телевизионных программ? Какие темы обсуждаются за столом? Делятся ли взрослые своими впечатлениями от красоты природы, произведений искусства? Знакомят ли они ребенка с понятиями добра и зла, благородства, справедливости, чести и достоинства?

Секрет воспитания детей 3.

Особые взаимоотношения. Талантливым родителям и воспитателям удается устанавливать уникальную атмосферу общения с детьми. Это атмосфера доброжелательности, доверия, поддержки, наконец, общей эмоциональной увлеченности.
Когда мудрый воспитатель просто отпускает ребенка и дает ему свободу, его невмешательство означает уважение, поддержку и сообщение: «ты можешь сам». В другие моменты он вовлекает ребенка в совместные обсуждения и занятия. О принципиальной важности совместных занятий для развития интеллекта ребенка нам говорит закон «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского (см. ниже). Если к практике таких занятий присоединяется искренний энтузиазм, заинтересованность и вдохновленность взрослого, то такое общение способствует развитию личности ребенка. Его озаряют и возвышают минуты переживания вместе с родителем или Учителем.
Заметим, что у таких родителей ребенок уже не «объект воспитания», а участник совместной эмоциональной и духовной жизни взрослого. Последний же выступает для него как вдохновляющий пример!

Закон Л.С. Выготского О «зоне ближайшего развития»

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.
Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом…»
Л. С. Вы готский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.
Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.

Главные «секреты» воспитания детей от успешных родителей. Подведем итоги. Что делает успешный взрослый, который способствует развитию ребенка, росту его личности, его культурному обогащению? Вот далеко не полный список форм его участия:
– воздерживается от вмешательства в дела ребенка;
– привлекает к занятиям;
– озадачивает, будит мысль;
– вовлекает, увлекает;
– поддерживает, верит в добрую природу;
– заражает энтузиазмом, вдохновляет;
– служит образцом.

Читать также:

Про технику активного слушания ребенка от Ю.Б. Гиппенрейтер

Про время для ребенка и приоритеты

Повседневное воспитание детей, приучение ребенка к порядку: общие методы и закономерности

Правила общения с ребенком от Ю.Б. Гиппенрейтер: Что нельзя делать и о чем надо помнить, если возникло желание наказать ребенка

Помехи на пути активного слушания ребенка. Автоматические ответы родителей и что в них слышат дети

Как слушать ребенка. Приемы активного слушания от Ю.Б. Гиппенрейтер

Правила общения с ребенком 1 и 2 от Юлии Борисовны Гиппенрейтер

Заказать книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» на Озоне можно просто кликнув по картинке.

Ю.Б. Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир