Правила общения с ребенком от Ю.Б. Гиппенрейтер: Что нельзя делать и о чем надо помнить, если возникло желание наказать ребенка

By | 27.02.2016

Из книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», часть вторая «Живем вместе», глава «Наказывать ребенка: как и зачем?».

Наказание – это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его – сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность. Ведь дети слишком легко пропускают слова родителей мимо ушей, особенно когда им что-то не нравится. Хотя наказание может огорчить ребенка, дело не в том, чтобы его обидеть, расстроить или напугать, а в том, чтобы дать ему возможность задуматься над проступком, понять, что именно он нарушил и почему это плохо.

Выделим общие правила того, что нельзя делать и о чем, напротив, надо помнить и делать, если возникло желание наказать ребенка:

– Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.

– Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно – сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.

– Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

– Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

– Важно помнить, что смысл наказания – сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.

– Нужно объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.

– Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.

Читать также:

Про технику активного слушания ребенка от Ю.Б. Гиппенрейтер

Про время для ребенка и приоритеты

Повседневное воспитание детей, приучение ребенка к порядку: общие методы и закономерности

Ю.Б. Гиппенрейтер. Главные «секреты» воспитания детей. Опыт успешных родителей

Помехи на пути активного слушания ребенка. Автоматические ответы родителей и что в них слышат дети

Как слушать ребенка. Приемы активного слушания от Ю.Б. Гиппенрейтер

Правила общения с ребенком 1 и 2 от Юлии Борисовны Гиппенрейтер

Заказать книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» на Озоне можно просто кликнув по картинке.

Ю.Б. Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир