Повседневное воспитание детей, приучение ребенка к порядку: общие методы и закономерности

By | 27.02.2016

Из книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», часть вторая «Живем вместе», глава «Повседневные дела и порядок».

Правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни. Как же его приучать?

Повседневное воспитание детей, приучение ребенка к порядку: общие методы и закономерности

– Приучение ребенка к порядку надо начинать по возможности рано и делать это систематически. Важно помнить о естественных законах организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку.

— Организованность ребенка зависит от порядка вокруг него. Необходимо, чтобы вещи, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Чтобы ребенок, как и остальные члены семьи, спал в своей кровати, по возможности сидел за столом на своем месте, ел из своей тарелки. Хорошо, когда в семье соблюдаются некоторые постоянные «ритуалы» – укладывания спать, прогулок, приема гостей.

Невозможно перечислить все то, к чему приходится приучать ребенка. Важно, чтобы то, что вы от него ждете, регулярно вами отслеживалось, внимательно и настойчиво. Ведь постоянные нарушения и отклонения могут тоже закрепляться и грозить стать «правилами».

– Вначале следует помогать ребенку в сложных для него задачах (напоминать, подстраховывать, делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность.

– В «переходный период» приучения ребенка к порядку стоит помнить о внешних средствах. Организовать себя дошкольникам и младшим школьникам помогают и так называемые внешние средства. Это наглядный материал в виде картинок, списков, инструкций, расписаний и т. п., которые напоминают ребенку что́, когда и в какой последовательности надо делать. Они замещают «руководящие указания» взрослого и помогают самостоятельно справляться с делами. Хочется особенно подчеркнуть «гениальность» этого способа.

Введение внешнего средства помогает «убить сразу двух зайцев»: (1) снять нагрузку с родителя и (2) делегировать ответственность ребенку.

– Исключительно важно следить за доброжелательным тоном общения, особенно если приучение идет трудно.

– Полезно помнить правило: «На ошибках учатся». Не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть». Важно оставлять ему возможность встретиться с неприятными последствиями своих действий.

Читать также:

Про технику активного слушания ребенка от Ю.Б. Гиппенрейтер

Про время для ребенка и приоритеты

Правила общения с ребенком от Ю.Б. Гиппенрейтер: Что нельзя делать и о чем надо помнить, если возникло желание наказать ребенка

Ю.Б. Гиппенрейтер. Главные «секреты» воспитания детей. Опыт успешных родителей

Помехи на пути активного слушания ребенка. Автоматические ответы родителей и что в них слышат дети

Как слушать ребенка. Приемы активного слушания от Ю.Б. Гиппенрейтер

Правила общения с ребенком 1 и 2 от Юлии Борисовны Гиппенрейтер

Заказать книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» на Озоне можно просто кликнув по картинке.

Ю.Б. Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир